Для тихоходных машин (при большом числе
полюсов) величина
[см. (3-149)] больше, чем для быстроходных (при малом
числе полюсов). Этим и объясняется то, что тихоходные машины имеют более
низкие значения cosj1.
Активная составляющая
Iс.а
тока синхронизма зависит главным образом от потерь в стали статора
Pc1,
вызванных основным полем, соответствующим главному потоку, и от
электрических потерь
:
(3-150)
Следовательно, ток синхронизма
(3-151)
Теперь мы можем рассчитать
Z12
= r12
+ jx12:
(3-152)
Указанные параметры целесообразно выразить
в относительных единицах, приняв, так же как для трансформаторов (см.
§
2-15), за базисную единицу сопротивлений
. Тогда получим, д.е.:
(3-153)
Для нормальных машин значения
и
колеблются в следующих
пределах
= 0,5÷0,1 д.е.
(уменьшается с увеличением Рн и 2p),
= 4,5÷1,5 д.е.
(уменьшается с увеличением 2р).
При определении тока холостого хода
I0
нужно учесть еще его активную составляющую, соответствующую механическим
потерям Рмех (на трение вращающихся частей о воздух, в
подшипниках и щеток о контактные кольца, если они имеются), а также
пульсационным и поверхностным потерям в зубцах ротора и статора Рс.д
(при прохождении зубцов ротора под зубцами статора поле в них
пульсирует с большой частотой, то же мы имеем для зубцов статора, кроме
того, в сравнительно неглубоких поверхностных слоях зубцов ротора и
статора получается неравномерное распределение поля из-за наличия пазов на
противоположной части, изменяющееся при вращении ротора). Указанные потери
покрываются за счет механической мощности, развиваемой ротором.
Таким образом, активная составляющая тока
холостого хода
, (3-154)
где
, и ток холостого хода
. (3-155)
Для нормальных машин в обычных случаях (2p
= 2
10)
. (3-156)
Продолжение