Электрическую энергию на заводах, фабриках,
при строительных работах, в шахтах, сельском хозяйстве обычно получают от
сети трехфазного тока нормальной частоты 50 Гц. Для преобразования тока в
другую частоту может быть использован асинхронный преобразователь частоты,
представляющий собой асинхронную машину с контактными кольцами, приводимую
во вращение каким-либо двигателем. Приводным двигателем обычно служит
короткозамкнутый асинхронный двигатель.
Асинхронные преобразователи частоты широко
применяются для повышения частоты тока, например, в тех случаях, когда для
питания быстроходных асинхронных двигателей требуется ток более высокой
частоты, чем 50 Гц. Другие агрегаты для преобразования частоты тока
(например, синхронный генератор с приводным двигателем) в тех же случаях
оказываются более дорогими, особенно при небольших мощностях.
На рис. 3-103 представлена принципиальная
схема включения асинхронного преобразователя частоты. Обмотка статора
преобразователя (П) приключается к первичной сети нормальной
частоты f1,
а его обмотка ротора через посредство контактных колец и щеток — ко
вторичной сети частоты
f2.
Приводной двигатель (Д) также приключается к первичной сети.

Рис. 3-103. Схема включения асинхронного
преобразователя частоты.
Для повышения частоты (f2
> fi)
ротор преобразователя приводится во вращение против поля. Тогда э.д.с.
E2s
= sпE2,
наведенная в его обмотке, будет иметь частоту
f2
= sпf1
> fi,
так как при вращении против поля скольжение преобразователя
sп
> l.
Полная электрическая мощность Рэ2
цепи ротора при s
>
l
складывается из мощности Рэм,
перенесенной вращающимся полем со статора на ротор, и мощности
, полученной в результате преобразования механической
мощности, подведенной к преобразователю со стороны двигателя.
В соответствии с известными соотношениями
[см. (3-69) и (3-70а)] можем написать:
и
. (3-241)
Если двигатель имеет рд
пар полюсов, а преобразователь рп пар полюсов, то
скольжение преобразователя
, (3-242)
где
n1
— частота вращения поля преобразователя;
n2
— частота вращения его ротора (скольжением двигателя пренебрегаем).
Допустим, что в машинах нет потерь. Тогда
будем иметь (рис. 3-103) Рэ2 = Р (мощности
вторичной сети); Рэм = Рп (мощности
преобразователя) и
= Рд (мощности двигателя).
Соотношения между указанными мощностями получим, подставив (3-242) в
(3-241):
и
. (3-243)
Если преобразователь служит, например, для
преобразования тока частоты
f1
=50 Гц в ток частоты
f2
= 150 Гц, то его скольжение
sп
= f2/f1
= 3, что согласно (3-242) можно получить при рд = 1 и
рп = 2; тогда по (3-243) Рп = 0,33Р
и Рд = 0,67Р.