По приведенным выше формулам рассчитаны
кривые M1,
М2,
Mрез
= f(s),
а также кривые
Ip1,
Ic2
= f(s)
для двигателя с контактными кольцами
на 250 кВт, имеющего параметры в относительных единицах (д.е.):
r1
= 0,0173; r'2
= 0,021; x1
= 0,104; x'2
= 0,092; x12
= 4. Они представлены на рис. 3-83 и
3-84.

Рис. 3-83. Кривые моментов при одноосном
включении обмотки ротора (r'2
»
0,02 д. е.):
M1
(от основного поля); М2
(от обратного поля); Мрез = М1+M2;
М (при нормальном включении обмотки ротора).

Рис. 3-84. Кривые токов при одноосном
включении обмотки ротора (r'2
»
0,02 д.е.): Iр1=
Iр2
— токи прямой и обратной последовательностей (действительный ток ротора
равен
);
Iс2
— ток в обмотке статора, наведенный обратным полем (ток в статоре
Iс1,
в долях единицы мало отличается от
тока Iр1,
д.е.).
На рис. 3-83 также
показана для сравнения кривая
M
=
f(s)
того же двигателя при нормальном
включении обмотки ротора. На рис. 3-85 представлены
кривые моментов того же двигателя, но при
r'2
= 20·0,021 = 0,42 д.е.

Рис. 3-85. Кривые моментов при одноосном
включении обмотки ротора (r'2
больше нормального значения в 20 раз:
r'2
= 20·0,021 = 0,42 д.е.).
Кривые рис. 3-83
показывают, что двигатель имеет две области устойчивой работы при
s
»
0,5 и при s
»
0. При пуске в ход, даже вхолостую, двигатель не может дойти до нормальной
частоты. Он будет «застревать» на частоте вращения, близкой к
полусинхронной. Это явление «застревания» на частоте, близкой к
полусинхронной, называется явлением одноосного включения обмотки ротора
[или явлением Гёргеса (Görges),
впервые его исследовавшего].
При увеличении
r'2
можно получить результирующий момент
Mрез
положительным при всех значениях скольжения в пределах от 1 до 0 (рис.
3-85). Однако и в этом случае получается резкое снижение
Mрез
при s
= 0,5, так как при таком скольжении
обратное поле ротора обусловливает значительное увеличение индуктивного
сопротивления вторичной цепи машины и резкое снижение токов ротора и
статора [см. (3-200) и (3-201)
при s
= 0,5, а также рис.
3-84].
[Аналогичное явление наблюдается при
асинхронном пуске в ход синхронного двигателя (см.
§ 4-8), не имеющего пусковой
(успокоительной) обмотки. Если такой двигатель пустить в ход при замкнутой
накоротко обмотке возбуждения, то он застревает на скорости, близкой к
полусинхронной. При пуске синхронного двигателя в ход с обмоткой
возбуждения, замкнутой на большое активное сопротивление (в 8
15 раз большее сопротивления самой обмотки
возбуждения), застревания при частоте вращения, близкой к полусинхронной,
может не произойти, если двигатель пускается вхолостую или с малой
нагрузкой на валу. Условия образования момента вблизи
s
= 0,5 в синхронном двигателе более благоприятны, чем в асинхронном
двигателе, так как его сопротивление взаимной индукции
xad
заметно меньше (обычно в 3 — 5 раз), чем то же сопротивление х12
асинхронного двигателя, а от этого сопротивления в основном зависит ток
Ip1
и, следовательно, Мрез при
s
0,5].
Дальше