Глава 3. Асинхронные машины
3-21.1. Работа при U1¹U1н  

Отклонение напряжения U1 от номинального U на ±5% считается допустимым. При этом двигатель обычно может нести номинальную нагрузку на валу. При больших отклонениях напряжения нагрузка на валу двигателя, как правило, должна быть снижена.

Работа двигателя при U1  U может быть исследована путем сопоставления его рабочих характеристик при U1 и при U. Прежде чем переходить к такому сопоставлению, рассмотрим с качественной стороны, как изменятся характеристики двигателя при U1 > U и при U1 < U.

Повышение напряжения сверх номинального сравнительно редкое явление на практике, но в отдельных случаях оно может иметь место, например, при неисправностях регулятора напряжения генератора. При этом в машине должен увеличиться магнитный поток Ф, создающий э.д.с. E1, почти полностью уравновешивающую приложенное напряжение U1. Увеличение потока вызовет увеличение намагничивающего тока, которое может быть значительным из-за чрезмерного насыщения стальных участков магнитной цепи машины. В результате получим ухудшение cosφ1 и увеличение тока статора. Поэтому при U1 > U возрастут не только потери в стали, но и электрические потери в обмотке статора, что может увеличить ее нагрев сверх допустимого.

Если U1 < U, то вследствие уменьшения магнитного потока уменьшится намагничивающий ток, но возрастут активные составляющие токов ротора и статора В результате при номинальной нагрузке на валу токи ротора и статора будут больше номинальных. При этом усиливаются поля рассеяния, что повлечет за собой увеличение реактивной составляющей тока статора. Таким образом, и здесь мы будем иметь при номинальной нагрузке на валу ухудшение cosφ1 и увеличение токов статора и ротора сверх допустимого. Следует также иметь в виду, что при U1 <U может заметно снизиться максимальный момент двигателя Мм, пропорциональный квадрату напряжения (§ 3-13,в).

При более подробном исследовании, когда нужно дать количественную оценку изменениям I1 c cosφ1, η, s при отклонении U1 от U, следует обратиться, как указывалось, к сопоставлению рабочих характеристик при U1 и при U.

Рассмотрим характеристики при U1 <U. Они могут быть построены по круговой диаграмме или расчетным путем (§ 3-18). При этом параметры r1, х1,  и  остаются без изменения, а для определения тока холостого хода нужно произвести опыт холостого хода при U1 или выполнить расчет магнитной цепи и потерь в стали при E10,97U1.

На рис. 3-71 представлены рабочие характеристики двигателя на 10 кВт при номинальном фазном напряжении U = 220 В (сплошные кривые) и при фазном напряжении U1 = 127 В (пунктирные кривые). По оси ординат здесь отложены фазные токи.

Рис. 3-71. Рабочие характеристики двигателя при U = 220 В (сплошные кривые) и при U1 = 127 В (пунктирные кривые).

Из сопоставления характеристик мы видим, что при малых нагрузках выгодно работать при пониженном напряжении. Этим иногда пользуются на практике для улучшения соsφ1 и η двигателя: если его номинальное фазное напряжение равно напряжению сети, то при малых нагрузках [примерно при Р2 < (0,40  0,45)Р] его обмотку статора переключают с треугольника на звезду (для такого случая построены кривые на рис. 3-71).

 

Дальше

Вверх

3-1.
3-2.
 
3-3.
3-4.
3-5.
3-6.
3-7.
3-8.
3-9.
3-10.
3-11.
3-12.
3-13.
3-14.
3-15.
3-16.
3-17.
3-18.
3-19.
3-20.

3-21.
 3-21.1
 3-21.2
 3-21.3
 3-21.4
 3-21.5


3-22.
3-23.
3-24.
3-25.
3-26.
3-27.
3-28.
3-29.

3-30.
3-31.

3-32.
3-33.
 

Глава 4