Наличие конденсатора во вспомогательной
обмотке не только улучшает пусковые характеристики однофазного двигателя,
но может также значительно улучшить его рабочие характеристики (к.п.д. и
cosφ)
и повысить, его использование.
Однофазные двигатели, работающие с
постоянно включенным во вспомогательную обмотку конденсатором, называются
конденсаторными. Конденсатор в этом случае называется рабочим. Если
вспомогательная обмотка вместе с конденсатором используется только во
время пуска двигателя, то его называют двигателем с конденсаторным пуском.
В последующем рассматриваются вопросы, касающиеся выбора емкостей
пускового и рабочего конденсаторов.
Напишем уравнения напряжений
конденсаторного двигателя (см. рис. 3-93,в):
;
. (3-231)
Используя (3-218) и (3-219), получим:
. (3-232)
Если теперь в уравнение (3-232) подставить
известные равенства ; и , то оно принимает следующий вид:
. (3-233)
Для получения кругового вращающегося поля
необходимо, чтобы напряжение, а, следовательно, и ток обратной
последовательности были равны нулю. Учитывая это условие (), из (3-233) имеем:
. (3-234 )
Комплексное выражение (3-234) будет равно
нулю только в том случае, если будут равны нулю его мнимая и вещественная
части каждая отдельно. Поэтому при замене
Zsl
=
rsl
+ jxsl
получим:
;
. (3-235)
Приведенное равенство показывает, что
k
должно равняться xsl/rs1
= tgφ1
чтобы получилось круговое вращающееся поле. Но при. этом емкостное
сопротивление хC
не может выбираться произвольно, так как оно должно удовлетворять
равенству
.
Следовательно, оба равенства (3-235) должны
удовлетворяться одновременно.
Чтобы пояснить указанные условия, обратимся
к примеру. Допустим, что круговое вращающееся поле должно получиться при
пуске двигателя (при
s
= 1), имеющего cos
φк = 0,4. Тогда
; следовательно, эффективное число витков фазы
b
должно быть в 2,3 раза больше, чем фазы а, но круговое вращающееся
поле получится только при .
Если необходимо определить
k
и хC
для получения кругового вращающегося поля при работе того же двигателя с
некоторой нагрузкой (например, при
s
= 0,06), то сначала надо найти
cosφ1,
соответствующий этой нагрузке (расчетом или по круговой диаграмме
двухфазного симметричного двигателя). Примем
cosφ1,
= 0,75 при s
= 0,06. Тогда k
= xs1/rs1
= = tgφ1
= 0,88 и хC
= xs1/cos2φ1
= l,78xsl,
т. е wbkob
должно составлять 88%
wakoa,
а сопротивление конденсатора должно быть в 1,78 раза больше индуктивного
сопротивления двигателя при
s
= 0,06.
Следовательно, если выбираются значения
k
и xC
для создания наиболее благоприятных условий при работе двигателя с
нагрузкой, то при пуске уже не будет получаться круговое поле и
Mнач
будет относительно небольшим (рис 3-95,б).
Иногда для конденсаторного двигателя
выбираются промежуточные значения
k
и xC,
чтобы иметь удовлетворительные пусковые и рабочие характеристики.
Рис. 3-95. Схемы включения однофазного
двигателя с конденсатором во вспомогательной обмотке.
а — двигатель с пусковым
конденсатором; б — двигатель с рабочим конденсатором; в —
двигатель с двумя конденсаторами; механические характеристики:1 —
двигателя без вспомогательной обмотки; 2 — двигателя с
конденсаторным пуском; 3 — двигателя с рабочим конденсатором; 4
— двигателя с двумя конденсаторами (пунктирная прямая соответствует
номинальному моменту Мн).
Продолжение