Во втором случае обратная н.с. создается не
только токами статора, но и токами ротора, наведенными обратным полем;
она, так же как и обратное поле, сильно ослабляется. Поэтому прямая н.с.
статора в данном случае должна возрасти настолько, чтобы создаваемое ею
прямое поле наводило в обмотке статора э.д.с., почти полностью
уравновешивающую приложенное напряжение. Во втором случае ток статора
будет почти в 2 раза больше, чем в первом случае. Этим и объясняется
увеличение тока холостого хода однофазного двигателя.
Увеличение скольжения вызывает увеличение
тормозящего момента от обратного поля, поэтому максимальный момент
однофазного двигателя меньше, чем у соответствующего трехфазного
двигателя.
Коэффициент полезного действия однофазного
двигателя также ниже вследствие увеличенных потерь в обмотке ротора, а
также в обмотке статора из-за ухудшения
cos
.
Пуск в ход однофазного двигателя обычно
производится при наличии на статоре вспомогательной фазы Она представляет
собой обмотку, размещенную в пазах статора так, чтобы ее н.с. была
пространственно сдвинута на 90 эл. град, относительно н.с. главной обмотки
статора. Ток во вспомогательной обмотке должен быть сдвинут по фазе по
отношению к току главной обмотки Если созданы указанные условия, то обе
обмотки вызовут вращающееся магнитное поле. Оно будет несимметричным, но
создаваемый им момент в случае небольшого тормозящего момента на валу
получается все же достаточным для пуска двигателя в ход. Вспомогательная
обмотка выключается, когда двигатель достигает примерно нормальной частоты
вращения, так как она рассчитывается на кратковременную нагрузку.
Следовательно, при пуске двигатель работает
как двухфазный, а при нормальной частоте вращения — как однофазный. Для
получения тока во вспомогательной обмотке, сдвинутого по фазе относительно
тока в главной обмотке, последовательно с первой включают активное
сопротивление (рис. 3-88,а) или емкость (рис. 3-88,б).

Рис. 3-88. Пусковые схемы однофазных
двигателей
Применение емкости позволяет осуществить
сдвиг по фазе между указанными токами равным 90°, что дает значительное
увеличение начального вращающего момента.
Вместе с тем получили распространение
однофазные двигатели, у которых вспомогательная фаза и соединенная
последовательно с ней емкость остаются включенными во все время работы
двигателя. Такие конденсаторные двигатели по сравнению с обычными
однофазными, работающими с отключенной вспомогательной фазой, имеют
больший максимальный момент и лучшие к.п.д. и
cos
.
Дальше