Токи
I12
и
можно определить по упрощенной схеме замещения,
представленной на рис 3-73.

Рис. 3-73. Приближенная схема для
определения тока обратной последовательности.
Здесь мы пренебрегаем током синхронизма и
принимаем с1 = 1, что допустимо при
U2
<<
U1.
Сопротивления
и
являются сопротивлениями роторной обмотки, приведенными
к статорной обмотке и рассчитанными с учетом вытеснения тока. Вытеснение
тока здесь необходимо учитывать, так как частота тока ротора почти равна 2f1.
Для двигателей с глубокими пазами и с двойной клеткой на роторе
может быть больше
(рассчитанного без учёта вытеснения тока) в 5-6 раз.
Для фазного ротора, имеющего стержневую двухслойную обмотку при высоте
стержней 1 см и больше, также получается заметное увеличение
по сравнению с
.
Сопротивление схемы рис. 3-73
приблизительно равно сопротивлению короткого замыкания
zк;
следовательно, приближенно можем написать
, (3-188)
где
— ток короткого замыкания при напряжении
U1н.
Ранее указывалось, что для нормальных двигателей
, поэтому, учитывая (3-188), получим:
. (3-189)
Из (3-189) следует, что ток обратной
последовательности может иметь большое значение: например, даже при
токи
I12
и
будут составлять 20
30% номинального тока
I1н.
Тормозящий момент М2,
соответствующий работе тормозом при
U2,
в обычных случаях несимметрии напряжений мал и им можно пренебречь
Действительно, момент от обратного поля
; момент от прямого поля
,
следовательно
.
Мы видим, что при
когда
, и при обычных скольжениях
s
= 0,02
0,05, соответствующих номинальной нагрузке на валу,
момент М2 не превышает в худшем случае 0,02 М.
Таким образом, ухудшение условий работы
двигателя при несимметрии напряжений на его зажимах получается в основном
из-за увеличения электрических потерь в его обмотках. Потери в роторной
обмотке увеличиваются на
, (так как частоты токов
и
сильно отличаются одна от другой, и поэтому мы можем
считать, что общие потери в роторной обмотке равны
. Общие потери в статорной обмотке увеличиваются на
(так как из общих уравнений метода симметричных
составляющих следует, что электрические потери в трехфазной обмотке при
наличии в ней токов прямой и обратной последовательностей равны
).
Приходится также считаться с тем, что в
наихудшем случае в одной из фаз токи прямой и обратной последовательностей
складывается арифметически (рис. 3-74). Нагревание ее в этом случае может
быть чрезмерным.

Рис. 3-74. Определение токов фаз по их
симметричным составляющим.
Отметим здесь, что асинхронный двигатель
при его работе вхолостую или с нагрузкой создает выравнивающее действие на
напряжения сети, к которой он подключен, т. е. уменьшает их несимметрию.
Объясняется это тем, что распределение токов по фазам сети и обмотки
статора будет соответствовать напряжениям фаз: больший ток будет поступать
в ту фазу обмотки статора, к которой приложено большее напряжение.
Выравнивающее действие трехфазного асинхронного двигателя на напряжения
сети будет тем больше, чем меньше
zк
двигателя.
Дальше