в) Однослойные обмотки.
Обмотка,
представленная на рис. 3-6, не может считаться практически пригодной, так
как лобовые части ее катушек не позволили бы ни вставить, ни вытащить
ротор. Их нужно отогнуть.
На рис. 3-10 показана одна фаза трехфазной
обмотки четырехполюсной машины с отогнутыми лобовыми частями. Она состоит
из двух катушечных групп при их последовательном соединении. На
рис. 3-11
приведена полная схема-развертка той же обмотки при 2р = 4 и
q
= 2. Такая схема получается, если мысленно разрезать внутреннюю
цилиндрическую поверхность статора по образующей и развернуть ее в
плоскость. Она дает наглядное представление о размещении катушек,
соединении их в группы и соединении катушечных групп отдельных фаз между
собой. Размещение ее лобовых частей показано на рис. 3-12.
Рис. 3-10. Одна фаза обмотки статора
четырехполюсной машины.
Рис. 3-11. Трехфазная однослойная обмотка
при 2p
= 4 и q
= 2.
Рис. 3-12. Размещение лобовых частей
трехфазной однослойной обмотки при
q
= 2.
Рассмотренная обмотка называется катушечной концентрической с лобовыми
частями в двух плоскостях. Она в настоящее время применяется сравнительно
редко — главным образом для небольших машин (при Р
£
7 кВт). При большой мощности она требует больше материалов (обмоточной
меди и изоляции), чем двухслойная обмотка, так как имеет более длинные
лобовые части.
Из однослойных обмоток находят себе также
применение, обычно для машин небольшой мощности (до 7
— 10 кВт), равнокатушечные обмотки, схемы которых аналогичны схемам двухслойных
обмоток.
Продолжение