Наглядное представление о распределении
мощностей в асинхронном двигателе дает его энергетическая диаграмма,
приведенная на рис. 3-29.

Рис. 3-29. Энергетическая диаграмма
асинхронного двигателя.
Она соответствует уравнениям (3-67) и
(3-68).
Из написанных ранее соотношений (3-62),
(3-63) и (3-65) следует:
, (3-69)
так как
.
(В равенствах
угловая механическая скорость является постоянной при
f1
= const;
поэтому Pэм
M,
что дало повод назвать величину Рэм "моментом в
синхронных ваттах".) Из (3-69) получаем
(3-70)
или
. (3-70а)
Если скольжение выразить в процентах, то
можно написать, что
s%
от мощности Pэм,
полученной ротором от статора через посредство вращающегося поля,
расходуется в обмотке ротора на электрические потери [см (3-69)], а
оставшаяся часть, равная (1—
s)
100% от Pэм,
преобразуется в механическую мощность
(3-70), развиваемую ротором. Поэтому асинхронные
двигатели выполняются таким образом, чтобы их скольжение было невелико.
Оно для нормальных двигателей мощностью от 1 до 1 000 кВт при их
номинальной нагрузке составляет приблизительно 6
1%; при больших мощностях обычно
s<l%.
Частота вращения поля (синхронная частота)
определяется, как указывалось, по формуле (3-53):
, (3-71)
где
f
— частота тока статора;
р
— число пар полюсов его обмотки.
При стандартной в СССР частоте
f
= 50 Гц синхронные частоты вращения для различных чисел полюсов имеют
значения, приведенные в табл. 3-3.
Таблица
3-3
Частота
вращения ротора согласно (3-60), об/мин,
. (3-72)
Номинальная частота вращения
n2н,
получающаяся при номинальной нагрузке на валу, указывается на щитке
двигателя. Она в обычных случаях позволяет определить синхронную частоту
вращения, число полюсов двигателя и его номинальное скольжение
sн.
Например, на щитке двигателя,
предназначенного для работы при частоте тока
f1=50
Гц, указана частота вращения
n2н
= 730 об/мин. Ближайшая синхронная частота вращения равна 750 об/мин
(табл. 3-3), чему соответствует число полюсов 2р = 8.
Скольжение
.
При работе машины в обмотке ее ротора
наводится э.д.с.
, (3-73)
где
w2
и k02
— число витков и обмоточный коэффициент обмотки ротора;
(3-74)
— частота э.д.с. и тока в обмотке ротора. С
такой же частотой будет перемагничиваться сталь ротора. При работе машины
двигателем частота f2 мала (при
fi
= 50 Гц f2
= 0,5
3-Гц), поэтому магнитными потерями в стали ротора можно
пренебречь, что и было сделано при построении энергетической диаграммы на
рис. 3-29.
Дальше