В настоящее время заводы Советского Союза
начинают выпускать двигатели мощностью от 0,4 до 125 кВт новых серий,
которые обозначены А2 и АО2. Эти двигатели по сравнению с двигателями
серий А и АО легче по весу, имеют изоляцию статорных обмоток более высоких
классов.
Двигатели большой мощности (от 140 до 1 250
кВт) с фазным ротором (с контактными кольцами) объединены в серию ФАМСО.
Они изготовляются для эксплуатации в угольной и нефтяной промышленности,
для нужд электростанций и других областей народного хозяйства. Эти
двигатели имеют защищенную конструкцию с самовентиляцией, как и
большинство асинхронных двигателей. Подвод воздуха здесь осуществляется
через отверстия, расположенные в нижних частях подшипниковых щитов, выход
воздуха — через боковые закрытые жалюзи отверстия с обеих сторон корпуса
статора.
На те же мощности строятся короткозамкнутые
двигатели с двойной клеткой или бутылочными пазами на роторе, объединенные
в серию ДАМСО (рис. 3-126), а также с глубокими пазами на роторе серии
ГАМ. Они находят себе применение в тех же случаях, что и двигатели ФАМСО.
Двигатели предназначены для работы в тяжелых условиях: прямой пуск при
полном напряжении, реверсирование, торможение (на рис. 3-127 представлен
продольный разрез одного из современных двигателей с контактными
кольцами).
В СССР разработаны также двигатели на
мощности от 125 до 1000 кВт, которые объединены в новые серии А и АК.
Многие типы этих двигателей уже выпускаются заводами взамен двигателей
ДАМСО, ГАМ и ФАМСО.
Отечественными заводами выпускаются
тихоходные двигатели большой мощности (на тысячи киловатт) для нужд
угольной, металлургической и других отраслей промышленности, а также
быстроходные двигатели при синхронной частоте вращения 3000, 1500 об/мин
на мощности в несколько тысяч киловатт, которые предназначаются для мощных
вентиляторов.
Большое количество асинхронных двигателей
особой конструкции выпускается для текстильной, деревообрабатывающей и
станкостроительной промышленности. Они часто имеют специальные
характеристики: большой начальный пусковой момент, повышенную способность
к перегрузке по моменту, повышенное скольжение.
В последние годы созданы отдельные типы
небольших двигателей на очень большие частоты вращения. Такие двигатели
получают питание от высокочастотных генераторов переменного тока. Статор
их выполняется с обычной трехфазной обмоткой, ротор — в виде цельного
стального цилиндра, причем для него берется сталь весьма высокого
качества, так как даже при малом диаметре ротора его окружная скорость
достигает 200 — 250 м/сек. Вращающий момент двигателя создается в
результате взаимодействия вращающегося поля и токов, наведенных им в стали
ротора. Эти токи вытесняются к внешней поверхности ротора и протекают в
тонком поверхностном слое его, вследствие чего индуктивное сопротивление
рассеяния контуров токов ротора имеет малое значение. Вытеснение токов
обусловлено их большой частотой: например, при
f
= 2000 Гц и
s
= 0,08 получим:
f2
= sf1
= 160 Гц. При f1
= 2000 Гц и s
= 0,08 двухполюсный двигатель будет вращаться с частотой 110 400 об/мин.
Указанные двигатели применяются при тонкой шлифовке металлических изделий
и для других целей.

Рис. 3-126. Короткозамкнутый двигатель с
двойной клеткой на роторе серии ДАМСО.

Рис. 3-127. Трехфазный асинхронный
двигатель с контактными кольцами.
Дальше