На практике находят себе применение также
однофазные поворотные автотрансформаторы. Обычная схема такого
автотрансформатора представлена на рис. 3-107.

Рис. 3-107. Схема однофазного поворотного
автотрансформатора.
Здесь однофазная обмотка ротора 1
является первичной обмоткой; обмотка статора 2 — добавочной
обмоткой. При отсутствии тока в обмотке статора (холостой ход) н.с.
создается только обмоткой ротора 1. Ее можно заменить по отношению
к оси обмотки статора двумя н.с.: продольной
F1cos
и поперечной
F1sin
, где
— угол между осями обмоток 1 и 2.
Очевидно, что в обмотке статора будет наводиться э.д.с. полем, созданным
только продольной н.с.
F1cos
. Эта э.д.с., следовательно, может быть принята равной
F2cos
. При
= 0 получается максимальная э.д.с. Е2,
при
= 90 эл. град она равна нулю, при дальнейшем увеличении
сверх 90 эл. град э.д.с. меняет фазу и при 180 эл. град
становится равной — Е2. Поэтому при холостом ходе
U2
= U1
+ F2cos
; предельные значения:
U2макс
= U1
+ E2
и U2мин
= U1
- E2.
При нагрузке одновременно с возрастанием тока в статорной обмотке будет
возрастать ток в обмотке ротора 1, чтобы результирующая н.с.,
действующая по оси обмотки 1, создавала поле, необходимое для
получения в этой обмотке э.д.с. Е1, почти равной
Ui(
). Для компенсации н.с.
F2sin
на роторе должна быть помещена короткозамкнутая обмотка
3, ось которой перпендикулярна к оси обмотки 1. При
отсутствии обмотки 3 н.с.
F2sinα
вызвала бы сильное поле, которое
обусловило бы большое индуктивное падение напряжения в обмотке 2.
Здесь также возможно первичную обмотку
поместить на статоре, а добавочную — на роторе. В этом случае
короткозамкнутая обмотка для компенсации поперечной н.с. ротора помещается
на статоре; ось ее должна быть сдвинута на 90 эл. град относительно оси
обмотки статора.
Однофазные поворотные автотрансформаторы на
практике применяются сравнительно редко и выполняются обычно на небольшие
мощности.
Дальше