Двигатели с двойной клеткой на роторе
позволяют получить лучшие пусковые характеристики (рис. 3-62), чем
двигатели с глубокими пазами на роторе, что достигается путем выбора
надлежащих соотношений между параметрами верхней и нижней клеток. Поэтому
в случае необходимости иметь короткозамкнутый двигатель с повышенным
пусковым моментом при относительно небольшом пусковом токе его выполняют с
двойной клеткой на роторе.
Короткозамкнутые двигатели иногда пускаются
для ограничения пускового тока при пониженном напряжении. Для этой цели в
цепь статора на время пуска включают активное сопротивление, реактор или
автотрансформатор (§ 4-8,д).
Применяется также пуск при переключении
обмотки статора со звезды на треугольник (рис. 3-66), если при данном
напряжении сети она должна быть соединена в треугольник.

Рис. 3-66. Схема пуска короткозамкнутого
двигателя при переключении обмотки статора со звезды на треугольник.
Во время пуска она соединяется звездой, а
по окончании разбега переключается на треугольник. Следовательно,
напряжение, приходящееся на фазу при пуске, будет в
раз меньше, чем при работе.
При этом (если считать параметры двигателя
постоянными) начальный пусковой фазный ток уменьшается также в
раз, а линейный ток — в 3 раза (в действительности
вследствие уменьшения при больших токах
x1
и x2,
вызванного насыщением коронок зубцов полями рассеяния, уменьшение тока
получается больше чем в 3 раза).
При понижении напряжения, приложенного к
обмотке статора, заметно уменьшается начальный пусковой момент,
пропорциональный квадрату первичного напряжения. Поэтому пуск при
пониженном напряжении применяется только в тех случаях, где не требуется
большой начальный момент (например, для электропривода к вентилятору).
Многие мощные сети, имеющиеся на заводах и
электрических станциях Советского Союза, допускают непосредственное
включение короткозамкнутых двигателей больших мощностей (на сотни
киловатт).
Благодаря сравнительно небольшой стоимости,
простоте конструкции, большой надежности в работе и удобству в
обслуживании короткозамкнутые двигатели получили значительно большее
распространение, чем двигатели с контактными кольцами.
Короткозамкнутые двигатели мощностью
примерно до 100—125 кВт обычно выполняются со скошенными пазами ротора или
статора (приблизительно на пазовое деление статора). При этом уменьшаются
«паразитные моменты», действующие на ротор и статор машины. Они создаются
высшими гармониками полей статора и ротора, в том числе гармониками полей,
обусловленными неравномерностью воздушного зазора из-за наличия пазов. При
неправильно выбранном числе пазов ротора «паразитные моменты» могут
вызвать заметное ослабление пускового момента и шум как при разбеге
двигателя, так и при его работе.
Дальше