Размеры трансформатора определяются
значением электромагнитной мощности при
cos
φ2
= 1, т. е. мощности, которая при этом передается магнитным полем с
первичной на вторичную обмотку. Действительно, для данной частоты тока эта
мощность
По магнитному потоку Ф определяются сечения стержней и
ярм трансформатора (сечение
где
B
= 12000
14500 Гс при f = 50 Гц); по току — сечения
проводников (
, где для масляных трансформаторов
); по числу витков, сечению проводников и их изоляции —
размеры окна трансформатора (площадь окна равна произведению высоты
стержня на расстояние между соседними стержнями).
В двухобмоточном трансформаторе магнитным
полем передается мощность
Sн
= E1нI1н
= E2нI2н,
а в автотрансформаторе — только часть этой мощности

другая часть мощности

передается во вторичную
внешнюю цепь непосредственно по проводам.
Очевидно, что автотрансформаторы тем
экономичнее по сравнению с двухобмоточными трансформаторами, чем ближе
w2
к w1,
т. е. чем ближе коэффициент трансформации к единице. Так как веса обмотки
и стали сердечника автотрансформатора меньше весов тех же материалов
двухобмоточного трансформатора, то и потери в нем меньше, а к.п.д. выше
при той же мощности
Sн.
Параметры, а следовательно, и изменение напряжения также имеют меньшие
значения.
Изменение напряжения автотрансформатора
определяется по аналогии с двухобмоточным трансформатором. Напишем в
соответствии с рис. 2-48,а уравнения напряжений:
(2-84)
(2-85)
где
ZA
= rА
+ jхА
— сопротивление части обмотки А — а;
Zx
= rx
+
jxx
— сопротивление части обмотки а —
X.
Так как
то (2-85) можем переписать в следующем виде:
(2-86)
Заменив в (2-84) и (2-86)
через
по (2-78а) получим;
(2-87)
(2-88)
Отсюда найдем изменение напряжения для
понижающего автотрансформатора:
(2-89)
где
=
— сопротивлениеZx
части а — X
с числом витков w2,
приведенное к числу витков (w1,
— w2)
части обмотки А — а.
Параметры
ZА и
Zx
могут быть рассчитаны как для
двухобмоточного трансформатора, имеющего с первичной стороны (w1
— w2)
витков и со вторичной стороны
w2
витков при тех же сечениях проводников, размерах сердечника и обмоток, что
и для частей обмоток А — а, а —
X
и сердечника автотрансформатора.
Значение

может быть найдено также по данным опыта короткого
замыкания, при котором автотрансформатор следует использовать как двухобмоточный трансформатор: пониженное напряжение (порядка 5—10% от
должно быть подведено к части обмотки А — а, а
часть обмотки а—X
должна быть замкнута накоротко.
Ток короткого замыкания
I1к
найдем из (2-89), приравняв
U2
= 0:
(2-90)
Номинальное напряжение короткого замыкания
автотрансформатора
(2-91)
Для двухобмоточного трансформатора при том
же токе I1н,
имеющего первичную обмотку с (w1
– w2)
витками, номинальное напряжение короткого замыкания
uк
будет определяться отношением
(2-92)
Следовательно,
(2-93)
Отсюда следует, что ик.а
автотрансформатора меньше, чем ик двухобмоточного
трансформатора при тех же значениях
Z1
= ZA и Z2
=
Поэтому токи короткого замыкания автотрансформатора
могут иметь очень большие значения, если
w2
близко к w1.
Следует также принять во внимание, что в этом случае может сильно возрасти
намагничивающий ток в части обмотки А — а, которым мы пренебрегали
в предыдущих выводах.
Продолжение