Глава 2. Трансформаторы
2-16. Автотрансформатор часть 2

Размеры трансформатора определяются значением электромагнитной мощности при cos φ2 = 1, т. е. мощности, которая при этом передается магнитным полем с первичной на вторичную обмотку. Действительно, для данной частоты тока эта мощность  По магнитному потоку Ф определяются сечения стержней и ярм трансформатора (сечение  где B = 12000  14500 Гс при f = 50 Гц); по току — сечения проводников (, где для масляных трансформаторов ); по числу витков, сечению проводников и их изоляции — размеры окна трансформатора (площадь окна равна произведению высоты стержня на расстояние между соседними стержнями).

 В двухобмоточном трансформаторе магнитным полем передается мощность Sн = EI = EI, а в автотрансформаторе — только часть этой мощности

другая часть мощности

передается во вторичную внешнюю цепь непосредственно по проводам.

Очевидно, что автотрансформаторы тем экономичнее по сравнению с двухобмоточными трансформаторами, чем ближе w2 к w1, т. е. чем ближе коэффициент трансформации к единице. Так как веса обмотки и стали сердечника автотрансформатора меньше весов тех же материалов двухобмоточного трансформатора, то и потери в нем меньше, а к.п.д. выше при той же мощности Sн. Параметры, а следовательно, и изменение напряжения также имеют меньшие значения.

Изменение напряжения автотрансформатора определяется по аналогии с двухобмоточным трансформатором. Напишем в соответствии с рис. 2-48,а уравнения напряжений:

          (2-84)

          (2-85)

где ZA = rА +  jхА — сопротивление части обмотки А — а;
       Zx = rx + jxx — сопротивление части обмотки а — X.

Так как  то (2-85) можем переписать в следующем виде:

          (2-86)

Заменив в (2-84) и (2-86) через  по (2-78а) получим;

          (2-87)

          (2-88)

Отсюда найдем изменение напряжения для понижающего автотрансформатора:

          (2-89)

где  =  — сопротивлениеZx части а — X с числом витков w2, приведенное к числу витков (w1, — w2) части обмотки А — а.

Параметры ZА и Zx могут быть рассчитаны как для двухобмоточного трансформатора, имеющего с первичной стороны (w1w2) витков и со вторичной стороны w2 витков при тех же сечениях проводников, размерах сердечника и обмоток, что и для частей обмоток Аа, а — X и сердечника автотрансформатора.

Значение

 

может быть найдено также по данным опыта короткого замыкания, при котором автотрансформатор следует использовать как двухобмоточный трансформатор: пониженное напряжение (порядка 5—10% от  должно быть подведено к части обмотки А — а, а часть обмотки а—X должна быть замкнута накоротко.

Ток короткого замыкания I найдем из (2-89), приравняв U2 = 0:

          (2-90)

Номинальное напряжение короткого замыкания автотрансформатора

          (2-91)

Для двухобмоточного трансформатора при том же токе I, имеющего первичную обмотку с (w1w2) витками, номинальное напряжение короткого замыкания uк будет определяться отношением

          (2-92)

Следовательно,

          (2-93)

Отсюда следует, что ик.а автотрансформатора меньше, чем ик двухобмоточного трансформатора при тех же значениях

Z1 = ZA и Z2 =  

Поэтому токи короткого замыкания автотрансформатора могут иметь очень большие значения, если w2 близко к w1. Следует также принять во внимание, что в этом случае может сильно возрасти намагничивающий ток в части обмотки А — а, которым мы пренебрегали в предыдущих выводах.

 

Продолжение

Вверх

2-1.
2-2.
2-3.
2-4.
2-5.
2-6.
2-7.
2-8.
2-9.
2-10.
2-11.
2-12.
2-13.
2-14.
2-15.

2-16.
  Часть 1
  Часть 2
  Часть 3

2-17.
2-18.
2-19.
2-20.
2-21.
2-22.
2-23.
2-24.

 

Глава 3