Глава 5. Машины постоянного тока
5-7. Коммутация часть 7

Необходимая полярность коммутирующего поля определяется на основании следующих рассуждений.

Обозначим условно направление тока в секции ia до коммутации стрелкой, как указано на рис. 5-36. Направление э.д.с. Еа параллельной ветви, в которой находится секция при работе машины генератором, будет такое же, как и тока ia. Пусть рассматриваемая секция замыкается щеткой. Ток ia будет уменьшаться. При этом возникает э.д.с. еR, которая по закону Ленца стремится поддержать прежнее значение тока. Следовательно, она направлена в ту же сторону, что и ia. Электродвижущая сила ек должна быть направлена против eR. Для этого коммутируемая секция должна находиться в поле противоположной полярности по отношению к полю, которое наводит э.д.с. Еа (см. рис. 5-34, где направление э.д.с. Еа, например, нижней параллельной ветви обмотки якоря определялось полем южной полярности).

Рис. 5-36. К определению полярности дополнительных полюсов генератора.

 Так как в двигателе Еа и ia имеют противоположные направления, то коммутирующее поле должно иметь ту же полярность, что и поле, наводящее э.д.с. Еа (рис. 5-37).

Рис. 5-37. К определению полярности дополнительных полюсов двигателя.

 Мы вначале приняли ширину щетки равной ширине коллекторной пластины. В действительности щетка берется шире коллекторной пластины в 2—4 раза (при простых волновых обмотках в 2—2,7 раза; при простых петлевых обмотках в 3—4 раза), что дает лучшее использование коллектора и улучшает коммутацию.

Ширина щетки не должна быть слишком большой, так как это может привести к чрезмерному расширению коммутационной зоны. По той же причине не следует брать шаг у1 с большим укорочением [обычно y1 = Zэ/2 p - (1÷3)]. Небольшое укорочение у1 сказывается благоприятно на коммутации, так как при этом несколько уменьшается eR за счет уменьшения э.д.с. взаимоиндукции. К тому же самому ведет выбор К/а, равного нечетному числу, и выбор ступенчатой обмотки (для мощных машин).

Для небольших машин (до 40—50 кВт) часто пазы на якоре выполняются скошенными примерно на одно пазовое деление. При этом уменьшается шум машины, так как не будут получаться резкие колебания индукции на концах полюсных наконечников, и уменьшаются колебания поля под дополнительными полюсами, что улучшает коммутацию.

Как отмечалось, н.с. дополнительных полюсов должна скомпенсировать в коммутационной зоне поперечную н.с. якоря и, кроме того, создать коммутирующее поле; следовательно, она должна быть равна (на пару полюсов):

Fд = tA + Fк.          (5-42)

Здесь н.с, создающая коммутирующее поле,

Fк »1,2·1,6Bкdд,          (5-43)

где коэффициент 1,2 учитывает магнитные напряжения стальных участков магнитной цепи дополнительных полюсов и зубчатость якоря;
d
д, см — воздушный зазор под дополнительным полюсом;
В
к — индукция коммутирующего поля, которая определяется из равенства ек=еR, после подстановки в это равенство (5-39) и (5-38), Гс:

Вк = zA.          (5-44)

 

Продолжение

Вверх

5-1.
5-2.
5-3.
5-4.
5-5.
5-6.

5-7.
 Часть 1
 Часть 2
 Часть 3
 Часть 4
 Часть 5
 Часть 6
 Часть 7
 Часть 8

5-8.
5-9.
5-10.
5-11.
5-12.
5-13.
5-14.
 

Глава 6