Глава 5. Машины постоянного тока
5-5. Магнитная цепь и ее расчет

На рис. 5-21 изображена магнитная цепь машины постоянного тока. Расчет ее заключается в определении н.с., необходимой для создания в воздушном зазоре машины магнитного потока, могущего навести в обмотке якоря заданную э.д.с.

Рис. 5-21. Магнитная цепь машины постоянного тока.

 Картина распределения магнитного поля в машине в пределах ее сектора АОВ (рис. 5-21) для всех подобных секторов одинакова. Поэтому для определения н.с., создающей магнитный поток, достаточно ограничиться расчетом магнитного поля в пределах одного сектора, т. е. в пределах одной пары полюсов. Обозначим искомую н.с. через Fцепи. Она, как указывалось, для замкнутого контура магнитной линии (показана жирным пунктиром на рис. 5-21) определяется равенством

,          (5-15)

где Н — напряженность поля в направлении dl, правая часть равенства — полный ток внутри рассматриваемого контура, равный н.с.

Интеграл  заменяют суммой  и выбирают отдельные участки магнитной цепи таким образом, чтобы H1, H2, ... вдоль этих участков можно было считать приблизительно постоянными. При этом (5-15) переходит в

H1l1 + H2l2 + … + Hnln = Fцепи.          (5-16)

Левая часть этого равенства представляет собой сумму магнитных напряжений. Перепишем ее в следующем виде:

F1 + F2 + … + Fn = Fцепи ,          (5-17)

где Fx = Нxlx, т. е. Fx равно магнитному напряжению какого-либо участка магнитной цепи (х = 1, 2,..., n).

Магнитную цепь машины разбиваем на следующие участки: 1) 2d — воздушные зазоры; 2) 2lz — зубцы якоря; 3) la — сердечник якоря; 4) 2lм — полюсы; 5) lс — ярмо статора.

Расчет н.с. Fцепи, производим в таком порядке: по э.д.с. Еа, которая должна наводиться в обмотке якоря, находим магнитный поток Ф [см. формулу (5-14)]; по размерам машины находим сечение Sx для каждого участка магнитной цепи; затем определяем индукцию

;          (5-18)

по значению Bx, пользуясь кривыми намагничивания для соответствующего материала, находим Нх и Нxlx; наконец, просуммировав магнитные напряжения всех участков, определяем н.с. цепи Fцепи.

Магнитные напряжения для полюсов (и ярма статора) находятся по потоку Фм (и Фм/2), который больше потока Ф в воздушном зазоре из-за наличия поля рассеяния. Магнитные линии этого поля в промежутке между полюсами показаны на рис 5-21 тонким пунктиром.

Отношение Фм / Ф = s называется коэффициентом рассеяния полюсов.

Таким образом, имеем:

Фм = sФ;          (5-19)

для нормальных машин постоянного тока

s = 1,12÷1,17.

Задаваясь различными значениями э.д.с. в пределах Еа= (0,5 ÷ 1,25) Uн и определяя соответствующие значения потока Ф и затем, как указано, Fцепи, можем построить кривую Еа = f(Fцепи).

На рис. 5-22 представлена кривая Е0 = f(Fцепи), здесь э.д.с. Еа обозначена через Е0, чтобы показать, что мы имеем э.д.с. при холостом ходе машины. Приведенная кривая называется характеристикой холостого хода. Она имеет важное значение при исследовании электрической машины.

Рис. 5-22. Характеристика холостого хода.

 На оси абсцисс можно было бы вместо Fцепи взять ток в обмотке возбуждения Iв, называемый током возбуждения. Он равен Iв = Fцепи /2wв, где wв — число витков обмотки возбуждения на одном полюсе.

Начальная часть характеристики идет в виде прямой линии, так как она соответствует ненасыщенному состоянию стальных участков магнитной цепи. Здесь можно считать н.с. Fцепи равной магнитному напряжению воздушных зазоров Fd, a Fd пропорциональна Ф или Е0. При увеличении э.д.с. Е0, а следовательно, и потока Ф начинает сказываться насыщение стальных участков магнитной цепи; характеристика холостого хода при этом искривляется.

При E0 = Uн и при номинальной скорости вращения nн большая часть Fцепи приходится на воздушные зазоры 2d. Для нормальных машин постоянного тока имеем приблизительно такое соотношение:

Fd / Fцепи = 0,80 ÷ 0,9.

На рис. 5-22 это соотношение

.

 

Дальше

Вверх

5-1.
5-2.
5-3.
5-4.

5-5.

5-6.
5-7.
5-8.
5-9.
5-10.
5-11.
5-12.
5-13.
5-14.
 

Глава 6