Глава 5. Машины постоянного тока
5-10. Двигатели часть 3

В качестве примера рассмотрим работу двигателя при U = 110 В, Еа= 105 В, Sr = 0,08 Ом и токе якоря

 А.

Если магнитный поток Ф уменьшить путем уменьшения тока возбуждения на 5%, то э.д.с. Еа в первый промежуток времени, когда скорость еще не успела возрасти, будет равна приблизительно 100 В, а ток якоря

 А,

т. е. при уменьшении Ф на 5% ток возрастает приблизительно на 100%.

Обращаясь к формуле (5-49), мы устанавливаем, что момент М, развиваемый двигателем, повышается, потому что Ia увеличивается больше, чем уменьшается Ф. Увеличение М приводит к увеличению скорости вращения. При ее увеличении будет возрастать э.д.с. Еа, следовательно, будут уменьшаться Ia и М. Режим устанавливается при более высокой скорости вращения, при которой момент двигателя М будет равен моменту нагрузки Мст.

Применяя аналогичные рассуждения, можно доказать, что при увеличении тока возбуждения скорость вращения будет падать.

Рассмотрим, как производится определение скоростной характеристики n = f(I) и механической характеристики n = f(M). Оно может быть произведено при помощи кривой Ea­/n = f(Iв), полученной из характеристики холостого хода, снятой опытным путем или найденной путем расчета. Эта кривая представлена на рис 5-60. При других масштабах на осях координат она представляет собой зависимость Ф = f (Fв), так как .

Будем считать, что известны величины при номинальной нагрузке: Uн, Iaн (Iан = Iн-Iв. н), nн, Iв. н, Iв(р.я) или Fр.я (Iв(р.я) - ток возбуждения, соответствующий размагничивающей н.с. реакции якоря Fря) Тогда определение скорости вращения n при холостом ходе производится следующим образом.

Сначала находим э.д.с. якоря при номинальной нагрузке Еа н = Uн-Iа нSr, затем — э.д.с. якоря при холостом ходе E0 = Uн-Iа0Sr, причем для двигателей, имеющих ток холостого хода Ia0<0,1Iн можно приближенно принять Eа0 » Uн. Далее по кривой рис. 5-60 находим для Iв.н =:

          (5-61)

и для Iв.н-Iв(р.я) = :

.          (5-62)

Из равенств (5-61) и (5-62) получаем:

.          (5-63)

Очевидно, что , т. е. отношению потоков при нагрузке Фн и при холостом ходе Ф0.

Если известна скорость вращения n0 при холостом ходе, то скорость вращения при нагрузке равна:

.          (5-64)

Промежуточные значения скорости вращения при Ia<Iaн найдем определив Еа и Iв(р.я) для тока Iа.

Зная Еа, Iа и n, найдем вращающий момент,  кг·м

,          (5-65)

и, следовательно, можем построить механиче­скую характеристику n = f(M). Как отмечалось, для устойчивой работы двигателя необходимо, чтобы n0 было больше nн.

Если двигатель с параллельным возбуждением предназначается для широких пределов регулирования скорости вращения (например, 4:1) путем изменения тока возбуждения, то при ослабленном поле реакция якоря может оказаться слишком сильной (работа будет протекать на начальной части кривой рис. 5-60) и мы можем получить  > Еа0/Еан и nн>n0 согласно (5-64).

Рис. 5-60. К определению скоростной характеристики.

 Тогда необходимо для уменьшения относительного значения реакции якоря (величины Iв(р.я)/Iв.н) выполнить двигатель с увеличенным воздушным зазором d. Такие двигатели стоят дороже, чем нормальные двигатели с пределами регулирования скорости вращения примерно 1:1,5.

Регулировать скорость вращения двигателя можно также путем изменения напряжения U на зажимах якоря, что следует из формулы (5-59). Изменение U может быть достигнуто при помощи реостата, включенного в цепь якоря. Такой способ регулирования скорости вращения неэкономичен, так как он приводит к непроизводительной затрате большой энергии в реостате. Действительно, при уменьшении п, например, на 50%, если при этом ток в якоре остается неизменным, мы должны уменьшить U почти на 50% и, следовательно, почти половину мощности поглотить в реостате. Реостат при этом получается громоздким и дорогим, так как рассчитывается на длительную нагрузку большим током.

 

Продолжение

Вверх

5-1.
5-2.
5-3.
5-4.
5-5.
5-6.
5-7.
5-8.
5-9.

5-10.
 Часть 1
 Часть 2
 Часть 3
 Часть 4
 Часть 5
 Часть 6

5-11.
5-12.
5-13.
5-14.
 

Глава 6