б) Двигатель с параллельным
возбуждением.
Схема двигателя с параллельным
возбуждением представлена на рис. 5-57. Пусковой реостат здесь имеет три
зажима. Один из них (ручка реостата) присоединяется к сети; другой (конец
пускового сопротивления) — к якорю; третий (полоска, по которой скользит
ручка реостата) — к обмотке возбуждения или через регулировочный реостат
Rp,
или непосредственно.

Рис. 5-57. Двигатель с параллельным
возбуждением.
Пусковой
реостат имеет холостой контакт, не соединенный с пусковым сопротивлением,
выполняемый иногда из какого-нибудь изоляционного материала.
Первый контакт пускового реостата
соединяется с полоской, к которой присоединена обмотка возбуждения (рис.
5-57). Это делается для того, чтобы цепь возбуждения при остановке
двигателя, когда ручка реостата ставится на холостой контакт, была
замкнута. Она при этом будет замкнута на обмотку якоря, пусковое
сопротивление и регулировочный реостат, если он имеется.
Энергия магнитного поля, запасенная в
магнитной системе машины, будет постепенно переходить в электрическую
энергию; уменьшение магнитного потока, сцепляющегося с обмоткой
возбуждения, вызовет в ней сравнительно небольшую э.д.с. Резкий же разрыв
цепи возбуждения при наличии в ней тока приводит к быстрому изменению
потока и, следовательно, к появлению большой э.д.с. в обмотке возбуждения,
опасной для ее изоляции.
Выключать рубильник следует после того,
как ручка реостата поставлена на холостой контакт. Отключая двигатель
указанным способом, мы предохраняем контакты рубильника от подгорания и
сеть от резкого изменения нагрузки; кроме того, при следующем включении
двигателя в сеть мы обеспечиваем пуск его при включенном пусковом
реостате.
Магнитный поток Ф двигателя с параллельным
возбуждением при Iв
= const
изменяется из-за реакции якоря незначительно. Поэтому с большим
приближением можно считать в соответствии с (5-49), что его вращающий
момент пропорционален току якоря:
M
º
Ia.
(5-60)
Зависимость
n
=
f(I)
при Iв
= const
и U
=
const
называется скоростной характеристикой (рис. 5-58). Ток
I
= Ia
+ Iв
мало отличается от тока
Ia,
так как Iв
составляет небольшую долю от
Iн.
Зависимость
n
= f(M)
при Iв
= const
и U
=
const
называется механической характеристикой (рис. 5-58). Она отличается от
скоростной практически только масштабом по оси абсцисс. Сплошная кривая на
рис. 5-58 представляет собой обычную характеристику. Она показывает, что
скорость вращения с увеличением нагрузки на валу падает.

Рис. 5-58. Скоростная
n
=
f(I)
или механическая n
= f(М)
характеристика двигателя с параллельным возбуждением.
Обратимся
к формуле (5-59) для скорости
n.
Из нее видим, что при увеличении тока уменьшается числитель
U—IаSr,
при этом будет также уменьшаться знаменатель Ф вследствие реакции якоря.
Обычно числитель уменьшается больше, чем знаменатель. Поэтому скорость
вращения при увеличении
I
(или М) будет падать. Если же в двигателе создается сильная реакция
якоря, что приводит к большому уменьшению потока Ф, то скорость вращения с
увеличением нагрузки будет не падать, а возрастать, например, согласно
пунктирной кривой на рис. 5-58. Двигатель с такой характеристикой для
работы в обычных условиях практики непригоден, так как он будет работать
неустойчиво (рис. 5-56,б).
Показанный на рис. 5-58 ток
I0
есть ток двигателя при холостом ходе (при отсутствии нагрузки на валу).
Двигатели с параллельным возбуждением
являются лучшими из регулируемых электродвигателей. Они позволяют плавно и
экономично регулировать скорость вращения.
На рис. 5-59 приведены рабочие
характеристики двигателя с параллельным возбуждением: М,
n,
I,
h
= f(Р2)
при U
=
const
и Iв
= const
(h
— к.п.д., Р2 — мощность на валу).

Рис. 5-59. Рабочие характеристики
двигателя с параллельным возбуждением.
Формула
(5-59) показывает, что для изменения
n
достаточно изменять поток Ф.
Изменение потока достигается путем изменения тока возбуждения при помощи
регулировочного реостата
Rр
(рис. 5-57). Так как ток возбуждения составляет небольшую долю
номинального тока якоря, то при указанном способе регулирования скорости
вращения потери в регулировочном реостате незначительны.
При увеличении тока возбуждения скорость
вращения падает, при уменьшении тока возбуждения она возрастает.
При уменьшении
Iв
поток становится меньше. Так как при этом скорость вращения в первый
промежуток времени остается почти постоянной вследствие инерции
вращающихся частей, то уменьшается э.д.с. Еа. Уменьшение
Еа приводит согласно (5-56) к увеличению тока якоря
Iа,
причем даже небольшое уменьшение Еа дает относительно
большое увеличение тока
Ia,
так как значения U
и Еа мало
отличаются одно от другого.