При колебаниях угловой частоты ротора,
вызванных периодически изменяющимся вращающим моментом первичного
двигателя, на вал генератора будут действовать следующие вращающие
моменты.
1.
Момент
со
стороны
первичного
двигателя
. (4-92)
2.
Электромагнитный
момент
.
Так как угловая частота колебания
ωt
мала по сравнению с синхронной угловой частотой ωс, то можем
написать:
.
Имея в виду малые колебания, т. е малое
значение угла колебания или отклонения θ'. можно принять, что
cos
θ'
1 и
sin
θ'
θ', и считать приближенно электромагнитный момент, кГ·м,
, (4-93)
где Мс — удельный, а Мcθ'
— полный синхронизирующие моменты
3.
Момент сил инерции всех вращающихся частей агрегата (первичного двигателя
и генератора) может быть найден следующим образом.
Обозначим через
J
момент инерции вращающихся частей агрегата, тогда кинетическая энергия,
запасенная этими частями, будет равна:
.
Взяв первую производную энергии А по
времени и разделив ее на угловую частоту ωс +
ωt,
найдем искомый момент сил инерции
. (4-94)
Механическая угловая частота колебания при
р парах полюсов машины равна:
.
(4-95)
Из (4-94) и (4-95) получаем:
. (4-96)
4.
Успокоительный момент, создаваемый в результате взаимодействия поля и
токов, наведенных им в успокоительной обмотке, уменьшает механические
колебания ротора, что и дало повод назвать короткозамкнутую обмотку на
роторе успокоительной. Она при качаниях вместе с ротором вращается то
быстрее, то медленнее поля, следовательно, относительно поля имеет то
отрицательное, то положительное скольжение. Это переменное скольжение
. (4-97)
Успокоительный момент, называемый также
асинхронным, при малых скольжениях приближенно можно считать
пропорциональным скольжению:
, (4-98)
где
D
— коэффициент пропорциональности, кг·м·с.
Таким образом, уравнение вращающих
моментов, действующих на ротор синхронной машины при ее качаниях,
получается в следующем виде:
. (4-99)
Так как в этом уравнении Мэм0
= -M0,
то, подставляя в него найденные выражения для отдельных моментов, получим:
. (4-100)
Решение полученного линейного
дифференциального уравнения, коэффициенты которого принимаются
постоянными, как известно, не представляет затруднений. С формальной
стороны оно ничем не отличается от дифференциального уравнения
колебательного процесса чисто механической системы, в которой роль
синхронизирующего момента играет момент упругой силы какой-либо пружины, а
роль момента успокоительной обмотки — момент сил трения, или, например,
процесса в электрическом колебательном контуре, состоящем из
индуктивности, емкости и сопротивления.
Если известна кривая избыточного момента,
которая находится по индикаторной диаграмме поршневого двигателя, то можно
определить ее гармоники. Решая уравнение (4-100), можно найти углы
отклонения при качаниях, обусловленные каждой из этих гармоник, а затем,
просуммировав их, найти результирующий угол отклонения.
Продолжение