Глава 4. Синхронные машины
4-10. Реактивная машина Часть 1

Как указывалось, реактивной машиной называется явнополюсная синхронная машина, работающая без возбуждения постоянным током (при Е0 = 0). В такой машине электромагнитный вращающий момент получается из-за различия xd и xq [см. (4-77)].

Можно представить себе, что этот момент, называемый реактивным или «моментом явнополюсности», создается вследствие намагничивания ротора вращающимся магнитным полем и стремления полюсов ротора ориентироваться относительно поля так, чтобы магнитные сопротивления для его индукционных трубок были наименьшими.

Можно также объяснить возникновение реактивного момента в явнополюсной машине, исходя из закона электромагнитных сил. Для этого обратимся к рис. 4-86 и будем считать, что ротор вращается с синхронной частотой, т. е. с такой же частотой, как и н.с. Fа статора.

Рис. 4-86. К объяснению возникновения реактивного момента в явнополюсной машине (режим двигателя).

Примем распределение н.с. Fa статора по его окружности синусоидальным, так же как и статорных токов i, создающих ее. Электромагнитный момент в данном случае может возникнуть только в результате взаимодействия первой гармоники поля с токами статора, так как значения моментов от взаимодействия высших гармоник поля с токами статора (синусоидально распределенными) равны нулю. Чтобы найти первую гармонику поля машины, заменим Fa ее продольной Fd и поперечной Fq составляющими (рис. 4-86,а).

На рис. 4-86,б показаны кривые: продольного Bd и поперечного Bq полей, их первых гармоник Bd1 и Bql и первой гармоники B1 результирующего поля; здесь же снова показана кривая распределения токов i статора. На рисунке мы видим, что кривая токов i и кривая поля B1 сдвинуты между собой на угол, больший 90°; поэтому среднее значение электромагнитных сил, действующих на статор, не равно нулю (см § 3-13,а; рис 3-42). Следовательно, возникает электромагнитный момент Мр, действующий на статор, и точно такой же момент Мр, действующий на ротор, но в противоположную сторону. Этот момент и есть реактивный момент.

Если бы мы имели равномерный воздушный зазор, то кривая поля машины совпадала бы с кривой Fa и сдвиг между нею и кривой токов i был бы равен 90° (рис. 4-86,а). При таком сдвиге среднее значение тангенциальных электромагнитных сил было бы равно нулю, а следовательно, и электромагнитный момент был бы равен нулю. В машине с равномерным воздушным зазором электромагнитный момент при синхронной частоте вращения может получиться только при возбуждении машины постоянным током, так как только в этом случае получается сдвиг между кривыми поля и токов статора, отличающийся от 90°.

Реактивная машина получает намагничивающий ток от другой (или других) синхронной машины, параллельно с которой она должна работать. Очевидно, что этот ток является отстающим по отношению к напряжению сети, так же как и в случае недовозбужденной синхронной машины.

Векторную диаграмму реактивной машины можно получить из соответствующей диаграммы явнополюсной машины, положив в ней E0 = 0. На рис. 4-87 приведены диаграммы реактивной машины: а) для генератора; б) для двигателя.

Рис. 4-87. Векторные диаграммы реактивной машины.
a
— генератора, б — двигателя.

 

Продолжение

Вверх

4-1.
4-2.

4-3.
4-4.
4-5.
4-6.
4-7.
4-8.
4-9.

4-10.
  Часть 1
  Часть 2

4-11.
4-12.
4-13.
4-14.
4-15.
 

Глава 5