а) Вращающие моменты, действующие на
ротор синхронной машины при ее качаниях.
Вначале рассмотрим параллельную работу синхронного генератора с сетью
бесконечно большой мощности при периодически изменяющемся моменте на его
валу.
Предположим, что генератор приводится во вращение каким-нибудь поршневым
двигателем, например одноцилиндровым четырехтактным дизелем. Кривая
зависимости вращающего момента такого двигателя от угла поворота в
геометрических (механических) градусах показана на рис 4-91.
Рис. 4-91. Кривая вращающего момента
одноцилиндрового четырехтактного дизеля.
Как видно, вращающий момент во времени
периодически изменяется (период изменения равен времени, в течение
которого двигатель сделает два оборота) Его можно представить в виде
среднего момента М0, определяющего нагрузку синхронного
генератора, и накладывающегося на него переменного момента Мк:
М
= М0 + Мк.
Момент Мк будем называть
"избыточным" или "качательным".
Избыточный момент обусловливает вынужденные колебания синхронной машины.
Он представляет собой периодическую функцию времени, среднее значение
которой равно нулю. Разложим его в гармонический ряд и представим в
следующем виде:
, (4-90)
где Мν — амплитуда ν-й
гармоники избыточного момента;
ψν — ее фазный угол;
v
— порядок гармоники или число
импульсов вращающего момента за один оборот;
— средняя (синхронная) механическая угловая частота.
Постоянный момент М0
соответствует постоянной мощности ωсМ0, а
следовательно, постоянному углу θ0 между векторами
и . Переменный момент Мк создает
механические колебания ротора (и его полюсов), которые вызовут колебания
вектора относительно вектора
напряжения сети (рис. 4-92), что в свою очередь вызовет
колебания тока и мощности синхронного генератора.
Рис. 4-92. Колебания вектора
относительно вектора
.
Если в частном случае принять, что
вращающий момент, приложенный к валу генератора со стороны первичного
двигателя, постоянен и равен М0, т е среднему значению
рассмотренного ранее момента, то, очевидно, частота вращения ротора будет
постоянной и никаких колебаний ее не будет В этом случае вращающий момент
первичного двигателя будет уравновешиваться, если пренебречь потерями,
только электромагнитным моментом генератора;
или
. (4-91)
Продолжение