Глава 4. Синхронные машины
4-3.1. Реакция якоря Часть 2

Рассмотрим реакцию якоря при токе , отстающем на 90° от э.д.с.  (рис. 4-12,б1).

Рис. 4-12. Реакция якоря.
а
— при ψ = 0; б — при ψ = ; в — при ψ = - .

На рис. 4-12, б2 показано положение катушки (фазы) относительно полюсов для момента времени, когда ток катушки имеет максимальное значение. Ток катушки достигает максимального значения на четверть периода позднее, чем э.д.с., т. е. после того как полюсы сдвинутся вправо на половину полюсного деления относительно того положения, при котором э.д.с. имеет максимальное значение. В рассматриваемом случае, как видно из рис. 4-12, б2, ось катушки совпадает с осью полюсов; следовательно, здесь н.с. и поле якоря будут продольными (действующими по оси полюсов). Намагничивающая сила якоря будет ослаблять поле, т. е. действовать размагничивающим образом.

Рассмотрим реакцию якоря при токе , опережающем э.д.с.  на 90° (рис. 4-12,в1). Здесь ток будет иметь максимальное значение на четверть периода ранее, чем э.д.с., т е. в катушке он будет максимальным тогда, как полюсы расположатся относительно катушки так, как показано на рис. 4-12,в2. Направление тока будет, очевидно, такое же, как и направление э.д.с., спустя четверть периода. На рис. 4-12,в2 видно, что н.с. якоря в этом случае будет также продольной (действующей по оси полюсов). Но она будет усиливать поле машины, т. е. будет действовать намагничивающим образом.

В общем случае, когда угол сдвига тока относительно э.д.с. больше нуля, но меньше по абсолютному значению 90°, ток можно разложить на две составляющие Isinj и Icosj (рис. 4-13,a1 и б1) и рассматривать отдельно действие н.с., создаваемых каждой из этих составляющих (Fd и Fq на рис. 4-13,а2 и б2, где Fa — н.с. якоря; ее ось совпадает с осью фазы, имеющей максимальный ток Iм).

Рис. 4-13. Реакция якоря при 90°.
а
1, а2 — при отстающем токе (j>0), б1, б2 — при опережающем токе (j<0) (Fdпродольная н.с. якоря; Fq —поперечная н.с. якоря).

Таким образом, приходим к следующим выводам: в генераторе при отстающем токе реакция якоря будет размагничивающей, а при опережающем токе — намагничивающей.

Рассмотрев реакцию якоря с качественной стороны, вначале выясним, какие поля будут иметь место в машине при ее нагрузке и что собой представляют внутренние падения напряжения в обмотке якоря. После этого перейдем к рассмотрению векторных диаграмм.

При холостом ходе поле в машине создается, как уже отмечалось, только обмоткой возбуждения. Большая часть индукционных линий этого поля проходит по главной магнитной цепи машины (воздушный зазор, зубцовый слой и ярмо статора, полюсы и ярмо ротора). Эту часть поля можно по аналогии с трансформатором назвать основным полем или полем взаимной, индукции. Ему соответствует поток в воздушном зазоре или поток полюсов Ф0. Поток полюсов и наведенную им э.д.с. мы изобразили временными векторами Ф0 и Е0 (рис. 4-12, а1, б1, в1).

Аналогию между трансформатором и синхронной машиной можно распространить и на работу машины с нагрузкой, так как в этом случае поле будет создаваться совместным действием н.с. обмоток возбуждения и якоря. Обе эти н.с. и создаваемое ими поле, неизменные во времени, но вращающиеся в пространстве, будут эквивалентны соответствующим н.с. и полю, переменным во времени, но неподвижным относительно обмотки якоря. Поэтому можно считать, что пространственный сдвиг между осями н.с., равный углу 90° + ψ (рис. 4-13), соответствует такому же сдвигу по фазе (во времени) этих н.с.

Синхронная машина, работающая с постоянным током возбуждения, аналогична трансформатору последовательного включения (трансформатору тока), работающему с постоянным первичным током.

 

Дальше

Вверх

4-1.
4-2.

4-3.
  4-3.1.
    Часть 1
    Часть2
  4-3.2.
  4-3.3.
  4-3.4.
  4-3.5.
  4-3.6.
  4-3.7.
  4-3.8.
  4-3.9.

4-4.
4-5.
4-6.
4-7.
4-8.
4-9.
4-10.
4-11.
4-12.
4-13.
4-14.
4-15.
 

Глава 5