Глава 5. Машины постоянного тока
5-9. Генераторы часть 2

б) Генератор с независимым возбуждением.

Схема генератора с независимым возбуждением приведена на рис. 5-42. Здесь Rp — регулировочный реостат в цепи возбуждения; Rн –нагрузочный реостат.

Рис. 5-42. Генератор с независимым возбуждением.

 При холостом ходе генератора, когда отключена внешняя цепь, напряжение на его зажимах, измеряемое вольтметром, можно считать равным э.д.с. якоря. Таким образом, опытным путем легко может быть найдена характеристика холостого хода; E0 =f(Iв) при n = const. Она представлена на рис. 5-43. При ее снятии ток возбуждения Iв изменяют от 0 до некоторого максимума, соответствующего E0»1,25 Uн, и затем его уменьшают до нуля. При этом получаются восходящая и нисходящая ветви характеристики холостого хода. Расхождение этих ветвей объясняется наличием гистерезиса в полюсах и ярме статора. При iв=0 э.д.с. в обмотке якоря индуктируется потоком остаточного магнетизма. Она обычно составляет 2-4% от Uн.

Рис. 5-43. Характеристика холостого хода.

 Регулировочный реостат Rp имеет холостой контакт, соединенный с противоположным зажимом обмотки возбуждения. Такое соединение делается для того, чтобы при переводе ручки реостата на холостой контакт обмотка возбуждения была замкнута, так как при ее размыкании образовывались бы (из-за ее большой индуктивности) электрические дуги, приводящие к подгоранию контактов.

Для определения н.с. реакции якоря снимают также нагрузочные характеристики: U=f(Iв) при Ia=const и n=const. Одна из них при Iа=Iн представлена на рис. 5-44.

Рис. 5-44. Характеристики — нагрузочная (U), внутренняя нагрузочная (Еа) и холостого хода (E0) (к определению реакции якоря).

 Если к ординатам нагрузочной характеристики прибавить внутреннее падение напряжения в цепи якоря IaSrx+2DUщ [см. § 5-6, уравнение (5-22) и далее], то получим внутреннюю нагрузочную характеристику Ea=f(Iв). Она показана на рис. 5-44 пунктиром. Здесь же приведена характеристика холостого хода.

Мы видим, что для создания э.д.с. Еа при холостом ходе потребовался бы ток возбуждения I'в, тогда как для создания той же э.д.с. Еа при нагрузке требуется ток возбуждения Iв.н; следовательно, Iв(р.я)=Iв.н-Iв'= идет на компенсацию реакции якоря. Для определения н.с. реакции якоря Fр.я надо ток Iв(р.я) умножить на число витков 2wв пары полюсов: Fр.я = 2wвIв(р.я). Для уточнения результатов следует, брать нисходящую ветвь характеристики холостого хода и снимать нагрузочную характеристику, начиная с наибольшего значения U и уменьшая Iв. Тогда будет исключено влияние гистерезиса.

Треугольник ABC, у которого один катет  равен внутреннему падению напряжения в цепи якоря, а другой катет  равен току Iв(р.я) (соответствующему реакции якоря), называется реактивным (или характеристическим) треугольником.

 

Продолжение

Вверх

5-1.
5-2.
5-3.
5-4.
5-5.
5-6.
5-7.
5-8.

5-9.

 Часть 1
 Часть 2
 Часть 3
 Часть 4
 Часть 5
 Часть 6
 Часть 7

5-10.
5-11.
5-12.
5-13.
5-14.
 

Глава 6