Асинхронные двигатели обычно применяются
для электроприводов, которые работают с постоянной частотой вращения. Но
иногда они применяются для регулируемых электроприводов. Рассмотрим
возможные способы регулирования частоты вращения.
1.
На практике иногда для регулирования частоты вращения асинхронного
двигателя используется реостат в цепи ротора, имеющего обмотку,
присоединенную к контактным кольцам.
Увеличение активного сопротивления цепи
ротора приводит к увеличению скольжения и, следовательно, к уменьшению
частоты вращения двигателя, что видно из кривых
M
= f(s)
при различных (), представленных на рис. 3-60. Здесь при
(соответствует работе электропривода с подъемным
краном) точки пересечения кривой
с указанными кривыми определяют скольжения при
различных значениях (). Регулирование здесь возможно в широких пределах,
причем плавность регулирования, очевидно, зависит от числа ступеней
реостата.
Указанный способ регулирования
неэкономичен, так как он связан с непроизводительной затратой энергии в
реостате. Действительно, согласно (3-69) получаем:
.
Отсюда видно, что увеличение скольжения
s
при М = const
приводит к увеличению электрических потерь в роторной цепи. Если,
например, s
увеличивается при М =
const
вследствие введения в роторную цепь
сопротивления от 0,02 до 0,5, что соответствует уменьшению частоты
вращения приблизительно вдвое, то почти половина мощности Рэм
непроизводительно теряется в реостате.
При регулировании частоты вращения
двигателя при помощи реостата в цепи ротора следует иметь в виду, что его
механическая характеристика (рис. 3-67) может получиться резко падающей,
недопустимой, например, для электропривода к токарному станку.
Рис. 3-67. Механические характеристики
n2
= f
(M)
двигателя с контактными кольцами при сопротивлении
= 0 и при >0.
Для целей регулирования не следует
применять пусковые реостаты, так как они предназначаются для
кратковременной нагрузки. Регулировочные реостаты должны иметь большие
размеры, чтобы получилась достаточная поверхность охлаждения для рассеяния
тепла, образующегося в реостате.
2. Частоту вращения асинхронного двигателя можно регулировать также путем
изменения напряжения
U1
на зажимах статора. Однако такой способ регулирования при малом
сопротивлении роторной цепи позволяет изменять частоту вращения лишь в
небольших пределах, что следует из рис. 3-68, где сплошные кривые
представляют собой зависимости
M
= f(s)при
различных напряжениях
U1
и при rд
= 0.
Рис. 3-68. Регулирование частоты вращения
путем изменения напряжения
U1.
Можно расширить пределы регулирования путем
изменения U1,
включив в роторную цепь добавочное сопротивление
(пунктирные кривые на рис. 3-68).
Изменение напряжения
U1
производится при помощи регулировочных трансформаторов, реактивных катушек
с выдвижным сердечником, переменных активных сопротивлений, включенных в
цепь статора, а также при помощи магнитных усилителей.
Продолжение