а) Двигатель.
Рассмотрим вначале вопрос об устойчивости
работы трехфазного асинхронного двигателя. Напишем уравнение вращающих
моментов, действующих на ротор двигателя при изменении его скорости
вращения:
, (3-135)
где М — момент, развиваемый
двигателем;
Мст
— статический момент или момент сопротивления рабочего механизма,
приводимого двигателем во вращение (с учетом потерь в самом двигателе);
— избыточный момент (положительный или отрицательный),
обусловленный изменением кинетической энергии всех вращающихся частей
двигателя и приводимого им во вращение механизма, имеющий общий
приведенный к валу двигателя момент инерции
J.
Момент
называется также динамическим или моментом сил инерции.
Выражение для него может быть получено следующим образом: кинетическая
энергия вращающихся частей равна
первая производная энергии по времени
— мощность; мощность, деленная на угловую частоту,
— динамический момент.
При
и Мизб = 0, следовательно, М -
Мст = 0. В этом случае двигатель работает с постоянной
частотой вращения, момент двигателя М уравновешивается статическим
моментом Мст, т. е М = Мст.
Однако практически указанное равенство не может сохраняться длительно.
Всегда возможны возмущения режима, которые вызовут изменения М или
Мст и, следовательно, изменение частоты вращения. Если
по прекращении возмущения система (состоящая в данном случае из двигателя
и механизма) стремится вернуться в исходное состояние и к нему
возвращается, то она представляет собой устойчивую систему.
Обратимся к рис. 3-45, где представлена
кривая момента двигателя
M
= f(n2).
Она легко может быть получена из ранее приведенной кривой
M
=
f(s),
так как n2
= (1—s)n1.
На том же рисунке приведена пунктирная кривая
Mст
= f(п2),
соответствующая, например, изменению момента подъемного крана при
изменении частоты вращения. Точки пересечения этой кривой с кривой момента
двигателя получаются при равенстве М = Мст .
Рис. 3-45. К рассмотрению устойчивости
работы асинхронного двигателя.
Правая точка соответствует устойчивой
работе; здесь при возмущении, вызвавшем положительное приращение частоты
вращения, возникает отрицательный избыточный момент
, стремящийся замедлить вращение; при возмущении,
вызвавшем отрицательное приращение частоты вращения, избыточный момент
будет положительным, ускоряющим вращение. В левой точке
устойчивая работа невозможна, так как здесь при отклонении частоты
вращения в любую сторону возникает избыточный момент, действующий в ту же
сторону.
Следовательно, неравенство
> или < (3-136)
может служить критерием устойчивости
работы. При соблюдении этого неравенства работа будет устойчивой, при
несоблюдении его — неустойчивой.
Продолжение