Для лучшего понимания принципа действия
асинхронного двигателя вначале примем, что его вращающееся поле создается
путем вращения двух полюсов (постоянных магнитов или электромагнитов), как
показано на рис. 3-28.
Рис. 3-28. К пояснению принципа действия
асинхронного двигателя.
В проводниках замкнутой обмотки ротора при
этом будут наводиться токи. Их направления указаны на рис. 3-28. Они
найдены по правилу правой руки, позволяющему определить направление
наведенного тока в проводнике, перемещающемся относительно поля. Пользуясь
правилом левой руки, найдем направления электромагнитных сил, действующих
на ротор и заставляющих его вращаться. Ротор двигателя будет вращаться в
направлении вращения поля. Его частота вращения п2,
об/мин, будет меньше частоты вращения поля
n1,
об/мин, так как только в этом случае возможны наведение токов в обмотке
ротора и возникновение электромагнитных сил и вращающего момента.
Частота вращения поля
n1
называется синхронной частотой вращения.
Скорость поля относительно ротора (n1
– n2)
называется частотой скольжения, а отношение этой частоты к частоте поля,
обозначаемое через
s,
(3-60)
называется скольжением.
Обозначим через М вращающий момент,
который нужно приложить к полюсам (рис. 3-28), чтобы вращать их
c
частотой
n1,
об/мин, или с угловой частотой, рад/с,
. (3-61)
Тогда мощность, необходимая для вращения
полюсов,
. (3-62)
На ротор и полюсы действуют одинаковые
электромагнитные силы (действие равно противодействию). Они создают
одинаковые вращающие моменты, а так как момент, действующий на полюсы (на
рис. 3-28 показан пунктирной стрелкой), равен М, той и на ротор
действует момент М. Следовательно, механическая мощность,
развиваемая ротором,
, (3-63)
где угловая частота ротора, рад/с,
. (3-64)
При работе машины двигателем
<
, так как ω2< ω1.
Можно считать, что разность мощностей
и
равна только электрическим потерям в обмотке ротора,
имеющей m2
фаз при токе в фазе
I2
и ее активном сопротивлении
r2,
так как потерями в стали ротора, как будет показано, можно пренебречь:
. (3-65)
Мощность Рэм передается
вращающимся полем ротору. Она называется электромагнитной мощностью или
мощностью вращающегося поля.
В реальной асинхронной машине, работающей
двигателем, электромагнитная мощность Рэм равна
первичной мощности Р1, подведенной к статору, за вычетом
Рэ1 электрических потерь в обмотке статора
(3-66)
(m1—
число фаз; I1
— ток в фазе обмотки статора,
r1,
— ее активное сопротивление) и потерь в стали статора
Pc1,
т. е.
, (3-67)
Механическая мощность на валу двигателя
P2
(полезная мощность) меньше механической мощности
, развиваемой ротором. Чтобы получить Р2,
нужно вычесть из
механические потери
Pмех
на трение в подшипниках и вращающихся частей о воздух, потери Рс.д
в зубцах статора и ротора, вызываемые пульсациями поля в них, и небольшие
добавочные потери Pдоб,
возникающие при нагрузке и вызываемые полями рассеяния статора и ротора:
. (3-68)
Продолжение