В царской России своей
электромашиностроительной промышленности совсем почти не было. Те
небольшие заводы, которые существовали в Петербурге, Москве, Риге, Ревеле,
не были самостоятельными. Они принадлежали иностранным фирмам, которым
невыгодно было развивать электромашиностроение в России. Существовавшие
заводы в действительности были скорее сборочными мастерскими, где машины
обычно собирались из частей, привозившихся из-за границы.
Руководящими работниками на заводах были
иностранные инженеры и техники.
Несмотря на такие условия, в России были
свои талантливые инженеры и ученые. Они смогли применить в полной мере
свои знания и способности только после Великой Октябрьской
социалистической революции. Они сыграли немалую роль в деле развития
электрификации СССР.
При их участии разрабатывался ленинский
план ГОЭЛРО, расширялись и строились электрические станции и заводы
электропромышленности.
Подлинного расцвета электротехника и ее
важнейшая область — электромашиностроение — достигли в советское время.
Быстро возникали большие заводы и электрические станции. Советские
технические учебные заведения и заводы вырастали новые кадры
квалифицированных специалистов, умеющих решать сложные технические задачи.
За годы советской власти, главным образом
за первые две пятилетки, нашему электромашиностроению пришлось пройти
путь, который заграничная техника проходила в течение почти полувека.
Быстро осваивая новые типы машин, широко
внедряя в производство социалистические формы труда, на базе широкого
планирования, электромашиностроительная промышленность СССР качественно и
количественно достигла уже к концу второй пятилетки уровня заграничной
техники.
Все основные и специальные типы
трансформаторов и электрических машин — машины постоянного и переменного
тока, крупнейшие генераторы и трансформаторы — изготовляются в настоящее
время на заводах СССР. Успехи советского электромашиностроения обусловлены
самой системой нашего планового хозяйства и стремлением советских людей
работать ради общего подъема всего народного хозяйства.
Мощь нашей техники особенно сказалась в
годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. В это время были
созданы новые электромашиностроительные заводы, которые снабжали
промышленность необходимыми электрическими машинами и трансформаторами
В настоящее время мы имеем
электромашиностроительные заводы почти во всех республиках Советского
Союза, которые выпускают ежегодно миллионы электрических машин и
трансформаторов самых различных типов на мощности от долей ватта до сотен
тысяч киловатт
Советские электромашииостроители сохранили
лучшие традиции своих знаменитых соотечественников — В В. Петрова, Э
X.
Ленца, Б. С. Якоби, А. Г. Столетова, П. Н. Яблочкова, Д. И. Лачинова, М.
О. Доливо-Добровольского и других выдающихся ученых и инженеров,
работавших в прошлом столетии, с самого начала развития электротехники, и
много сделавших в этой области своими научными открытиями и изобретениями.
Советские ученые и инженеры в последние
годы далеко шагнули вперед.
В Советском Союзе созданы такие машины,
как турбогенераторы на 320000 кВт и 3000 об/мин,
крупнейшие в мире по размерам гидрогенераторы, мощные трансформаторы на
500 кВ, многие типы нормальных и специальных электрических машин и
трансформаторов. Мы теперь имеем много высококвалифицированных
специалистов, число которых непрерывно растет.
Необходимо упомянуть коллективы заводов «Электросила» имени С. М. Кирова в
Ленинграде, «Динамо» имени С. М. Кирова в Москве, ХЭМЗ и завода тяжелого
электромашиностроения в Харькове, ЯЭМЗ в Ярославле, «Уралэлектроаппарат» в
Свердловске, МТЗ (Московский трансформаторный завод) имени В. В. Куйбышева
в Москве, имеющие большие достижения.
Дальше